«Если надеяться лишь на природу, к тебе больше не поедут». Основатель глэмпинга на Алтае о том, почему этот формат так манит туристов
Чтобы поддерживать высокий уровень, нужен открытый диалог с гостями, убежден создатель «Айвенго» Павел Кирьянов
Появившись в России, формат глэмпинга стабильно удерживает мощную популярность у туристов. На Алтае, где гостиничный комфорт сочетается с невероятной красоты природой, он особенно прижился. Уже почти пять лет на берегу Катуни гостей принимает «Айвенго» — один из самых популярных глэмпингов в республике. Сейчас он работает во всесезонном формате.
Мы поговорили с основателем глэмпинга Павлом Кирьяновым о том, чем руководствуется гость при выборе базы отдыха и как сделать так, чтобы ему захотелось вернуться.
Хотелось создать место для себя, для друзей, для похожих на нас любителей природы и приключений.
— Павел, расскажите о создании «Айвенго». Как вам пришла идея и как вы выбирали место для глэмпинга?
— До «Айвенго» я никак не был связан с гостиничным делом: занимался бизнесом в IT-сфере, оптовыми продажами, стройкой и капитальным ремонтом домов. Нам с женой всегда нравился Алтай, мы часто ездили сюда отдыхать. А в какой-то момент решили, что сами хотим создать место для души — такое, чтобы оно было не только для нас, но и для людей.
Зимой 2020-го мы с друзьями поехали на Алтай присматриваться к земельным участкам. Особых надежд не было, но совершенно случайно мы нашли этот райский уголок за Чемалом.
Уже через месяц я оформил сделку, а через два — начал прокладывать коммуникации и строить шатры. Хотелось создать место для себя, для друзей, для похожих на нас любителей природы и приключений. Уже в мае 2021-го мы открылись: тогда это был 21 сафари-тент со всеми удобствами.
— Чем вы привлекали первых гостей?
— Первое, что мы сделали и что нам помогло, - подробный брендбук, куда мы заложили наши ценности и смыслы, коммуникации, выбор команды. Мы до сих пор на него опираемся. Поэтому у нас и получается работать искренне и честно. Мы признаем свои ошибки и исправляем их, растем в сервисе и инфраструктурно. В основе этой работы — открытый диалог с гостями. Большинству из них такой подход очень нравится.
— Почему вы выбрали формат глэмпинга? Тогда он был не очень распространен на Алтае. И почему он так «выстрелил»?
— Мы выбрали этот формат, когда он только зарождался во внутреннем туризме страны. На Алтае на тот момент было лишь два глэмпинга.
С выбором помогла сама природа: когда увидели пустую землю на берегу реки, сразу поняли, что больше всего сюда подойдут именно палатки. Создается впечатление, будто экспедиция единомышленников разбила временный лагерь для периодических вылазок в горы.
Успех глэмпингов — в потрясающе красивых местах, куда не поставишь капитальные отели. Наши шатры, или как их называют — сафари-тенты, очень легкие и поставлены с минимальным вмешательством в природу. Но помимо шатров на Алтае сегодня большой выбор некапитальных домов: и круглые, и стеклянные, и вигвамы, и дома на дереве. Можно пожить у самой реки или в труднодоступных местах.
Важно, что это более камерный формат. Здесь чувствуется уединенность и близость дикой природы.
— Не остывает ли интерес туриста к глэмпингам?
— Нет. Глэмпинги по-прежнему популярны. Сегодня на них обращают внимание даже крупные игроки вроде Marriott. Просто одних только палаток на берегу гостю уже недостаточно. Растущий рынок требует от предпринимателя больших вложений и большего внимания к сервису.
— И все же бытует мнение, что на Алтае за отельеров 90% их работы делает природа. Гостям становится этого недостаточно?
— Если сегодня делать ставку только на природу, нужно быть готовым к тому, что гость приедет один раз на пару ночей и больше к вам не вернется. Мест размещения становится все больше, поэтому нужно влюбить человека в свой проект. В следующий раз он даже не должен задуматься, куда поехать.
Мы гордимся тем, что у нас получается: к примеру, есть пара, которая за наши пять лет работы отдыхала у нас уже 14 раз. Мы постоянно анализируем отзывы и стараемся понять, почему гости приезжают и возвращаются к нам — чаще всего говорят про дружелюбный персонал и развитую инфраструктуру. Мало глэмпингов в России сегодня могут столько предложить: ресторан, бассейны, бани, массажи, спа, ангар для практик, а также трансфер и экскурсии.
Гость становится избирательнее. Для него место размещения — это проживание нового опыта и получение ярких впечатлений, а не просто ночлежка. Если вы даете минимальную инфраструктуру и слабый сервис — вы проиграете.
— В отличие от многих мест размещения на Алтае, вы работаете круглый год. Почему вы решились на всесезонный формат и какая у него специфика?
— Для нас всесезонность стала логичным продолжением нашего развития и роста. Важный момент: если работать только летом, то каждый сезон нужно пересобирать команду заново. Сервис от этого неизбежно просаживается. А у нас сформировался основной костяк людей, которые с нами уже 3-4 года.
Летом к в основном едут гости из центральной части России. Им нужен трансфер, всевозможные экскурсии, прогулки по экотропе, а вечером они не откажутся сыграть в мафию или провести турнир по волейболу. Зимой едут люди из ближайших регионов, в подавляющем большинстве — на своих автомобилях. Они уже давно знакомы с Алтаем, а в приоритете у них другие услуги: баня, массаж, горячий чан и вкусная еда.
Наша задача — подобрать услуги и активности для каждой целевой аудитории, чтобы человек испытал перезагрузку после городской жизни. Слышим гостей и расширяем сервис: в этом сезоне, к примеру, ввели бэбиситтера, чтобы можно было отключиться на массаже или сходить на йогу, пока ребенок занят интересным делом в детской комнате.
Исходя из потребностей гостей, продолжаем развивать инфраструктуру. Бассейн в будущем также планируем сделать круглогодичным. Кроме того, достраиваем массажный кабинет и планируем построить еще несколько домов.
Алтай — это настолько энергетически сильное место, что здесь хочется расслабиться, сбросить все маски и просто быть собой.
— Вы сами упомянули, что количество мест размещения растет огромными темпами. Приходится ли конкурировать за гостя?
— Спрос по-прежнему большой, никакого перенасыщения мы не чувствуем. Даже летом, когда у нас стопроцентная загрузка, регулярно заезжают гости и спрашивают свободные номера. Зимой, конечно, ситуация другая: чем дальше от Манжерока, тем меньше вероятность, что туристы доедут.
— В туристической сфере на Алтае происходит немало изменений. Как у бизнеса выстроен диалог с властью?
— Диалог между властью и турбизнесом в Республике Алтай можно назвать полезным и конструктивным. Это как общение в прямом формате, так и различные форумы и встречи. Такая коммуникация позволяет нам быть информированными, оперативно принимать решения и пользоваться возможностями, которых немало. Очень важно, что мы можем предвосхищать риски. Если у вас что-то находится в серой зоне, вам дают время спокойно это исправить — все решается в диалоге.
— Чего, на ваш взгляд, региону по-прежнему не хватает, чтобы туристическая отрасль развивалась еще активнее?
— Как и у многих курортных регионов, у Алтая есть проблема сезонности. Еще одна головная боль туристической зоны — мусор. Этот вопрос по-прежнему не решен.
Но я бы отдельно выделил транспортную проблему. Нет цивилизованных игроков в сфере такси и трансферов, из-за чего стоимость перевозки увеличивается. А общественным транспортом в некоторые регионы очень трудно добраться. До «Айвенго», например, и вовсе не доехать. На мой взгляд, было бы здорово, если бы в республику зашел крупный оператор.
— Как вы сами себе объясняете такую сумасшедшую туристическую популярность Алтая?
— Я опираюсь на то, что слышу от наших гостей. Однажды туристы, которые попали сюда впервые, объяснили: их привлекли красота, простота и доброта. Да, здесь нет моря, сильно переменчивая погода, а между достопримечательностями огромные расстояния. Но Алтай — это настолько энергетически сильное место, что здесь хочется расслабиться, сбросить все маски и просто быть собой. А домой вы уедете с полным зарядом батареи. И для этого даже не нужно искать шамана: достаточно сидеть на веранде домика, смотреть на Катунь и величественные горы.
Расскажите свои истории в комментариях к новости в нашем тг-канале, самые интересные мы обязательно превратим в большие материалы, чтобы они вдохновили других: https://t.me/ogornomru